МБДОУ д|с "Дружба" город Волгодонск

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 16

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являютсяобщественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализациейправа на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свободчеловека в сфере образования и созданием условий для реализации права наобразование (далее - отношения в сфере образования).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные иэкономические основы образования в Российской Федерации, основные принципыгосударственной политики Российской Федерации в сфере образования, общиеправила функционирования системы образования и осуществления образовательнойдеятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфереобразования.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основныепонятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний,умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенцииопределенных объема и сложности в целях интеллектуального,духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессиональногоразвития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, созданиеусловий для самоопределения и социализации обучающегося на основесоциокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил инорм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихсяпо овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опытадеятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний вповседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образованияв течение всей жизни;

4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийсяопределенной единой совокупностью требований;

5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции,характеризующий подготовленность к выполнению определенного видапрофессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупностьобязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии,специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшемуобразованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденныхобразовательными организациями высшего образования, определенными настоящимФедеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

8) федеральные государственные требования - обязательные требования кминимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ,условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые всоответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральнымиорганами исполнительной власти;

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования(объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогическихусловий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форматтестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебногографика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иныхкомпонентов, а также оценочных и методических материалов;

10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическаядокументация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график,примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иныхкомпонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образованияопределенного уровня и (или) определенной направленности, планируемыерезультаты освоения образовательной программы, примерные условияобразовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затратоказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

11) общее образование - вид образования, который направлен на развитиеличности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательныхпрограмм знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых дляжизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и полученияпрофессионального образования;

12) профессиональное образование - вид образования, который направлен наприобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональныхобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенцииопределенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность вопределенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии илиспециальности;

13) профессиональное обучение - вид образования, который направлен наприобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции,необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций(определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование - вид образования, который направлен навсестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека винтеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональномсовершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующиеполучению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательныхпрограмм;

18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющаяна основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного видадеятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организациясоздана;

19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющеена основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательнуюдеятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, -образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. Вцелях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющимобразовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели,осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящимФедеральным законом;

21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых,служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательнуюдеятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и(или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, еслииное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточнойаттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоениеобразовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетомособенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

24) практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование,закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполненияопределенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

25) направленность (профиль) образования - ориентация образовательнойпрограммы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющаяее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельностиобучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включаяспортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные),учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети,аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронныеобразовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимыедля организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию длявсех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей ииндивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа,адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетомособенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и принеобходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальнуюадаптацию указанных лиц;

29) качество образования - комплексная характеристика образовательнойдеятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствияфедеральным государственным образовательным стандартам, образовательнымстандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностямфизического или юридического лица, в интересах которого осуществляетсяобразовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемыхрезультатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений пореализации права граждан на образование, целью которых является освоениеобучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), иобщественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и цельюкоторых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законныепредставители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и ихпредставители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования - участники образовательныхотношений и федеральные государственные органы, органы государственной властисубъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели иих объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой упедагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельностивозникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иногопреимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнениепедагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречиямежду его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания ихозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личнойгигиены и режима дня.

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правовогорегулирования отношений в сфере образования

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфереобразования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимостьдискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровьячеловека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитаниевзаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности,правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде,рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории РоссийскойФедерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народовРоссийской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образованияРоссийской Федерации с системами образования других государств на равноправнойи взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальныхорганизациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностямчеловека, создание условий для самореализации каждого человека, свободноеразвитие его способностей, включая предоставление права выбора форм полученияобразования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательнуюдеятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системойобразования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выбореформ обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии спотребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки,особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободыпедагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральнымзаконом, информационная открытость и публичная отчетность образовательныхорганизаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение правпедагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательнымиорганизациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфереобразования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфереобразования.

2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспеченияпроведения единой государственной политики в сфере образования представляетФедеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственнойполитики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайтеПравительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети"Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией РоссийскойФедерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральнымизаконами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами ииными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащиминормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство обобразовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являютсяустановление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человекав сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прави интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образованияявляются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерациина образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободногофункционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участниковотношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерациииностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органамигосударственной власти, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в другихфедеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации,законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации,правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствоватьнастоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижатьуровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленныминастоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образованияи содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актахРоссийской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектовРоссийской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормамнастоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федеральногозакона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установленыиные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом,применяются правила международного договора.

7. Действие законодательства об образовании распространяется на всеорганизации, осуществляющие образовательную деятельность на территорииРоссийской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственногоуниверситета имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургского государственногоуниверситета, а также организаций, расположенных на территории инновационногоцентра "Сколково" и осуществляющих образовательную деятельность,применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральнымизаконами.

9. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностяхпедагогических и научно-педагогических работников, а также на граждан,проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися,действие законодательства об образовании распространяется с особенностями,предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации о государственной службе.

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации правана образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека наобразование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо отпола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального идолжностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность всоответствии с федеральными государственными образовательными стандартамидошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования,среднего профессионального образования, а также на конкурсной основебесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданинполучает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образованиеобеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации и органами местногосамоуправления соответствующих социально-экономических условий для егополучения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека вполучении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральнымигосударственными органами, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминациикачественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, длякоррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания раннейкоррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболееподходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, вмаксимальной степени способствующие получению образования определенного уровняи определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в томчисле посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченнымивозможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и ккоторым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся,показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностейв определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, внаучно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержаниялиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, в период получения ими образования.

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфереобразования

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфереобразования относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в сфереобразования;

2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечениегосударственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основебесплатно высшего образования;

3) организация предоставления дополнительного профессионального образованияв федеральных государственных образовательных организациях;

4) разработка, утверждение и реализация государственных программ РоссийскойФедерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ всфере образования;

5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственныхобразовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителяфедеральных государственных образовательных организаций;

6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов,установление федеральных государственных требований;

7) лицензирование образовательной деятельности:

а) организаций, осуществляющих образовательную деятельность пообразовательным программам высшего образования;

б) федеральных государственных профессиональных образовательных организаций,реализующих образовательные программы среднего профессионального образования всферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел,безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производствапо специальностям, перечень которых утверждается Правительством РоссийскойФедерации;

в) российских образовательных организаций, расположенных за пределамитерритории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных всоответствии с международными договорами Российской Федерации, а такжеосуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств иконсульских учреждений Российской Федерации, представительств РоссийскойФедерации при международных (межгосударственных, межправительственных)организациях;

г) иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательнуюдеятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций,осуществляющих образовательную деятельность и указанных в пункте 7 настоящейчасти, а также иностранных образовательных организаций, осуществляющихобразовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;

9) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностьюорганизаций, указанных в пункте 7 настоящей части, а также органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющихгосударственное управление в сфере образования;

10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральныхбаз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальностисодержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации;

11) установление и присвоение государственных наград, почетных званий,ведомственных наград и званий работникам системы образования;

12) разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадровна основе прогноза потребностей рынка труда;

13) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования нафедеральном уровне;

14) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных всоответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральныхгосударственных образовательных организациях организацию предоставленияобщедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданныедля осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным дляосуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации(далее также - переданные полномочия), относятся следующие полномочия:

1) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностьюорганизаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъектаРоссийской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1статьи 6 настоящего Федерального закона), а также органов местногосамоуправления, осуществляющих управление в сфере образования насоответствующей территории;

2) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющихобразовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (заисключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящегоФедерального закона);

3) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций,осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РоссийскойФедерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6настоящего Федерального закона);

4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

2. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, заисключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляетсяза счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетныхассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации науказанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъектаРоссийской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлениемпереданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации всоответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектовРоссийской Федерации на осуществление переданных полномочий определяется наосновании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходяиз:

1) количества муниципальных районов и городских округов на территориисубъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городовфедерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и ихфилиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю (надзору)в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности игосударственной аккредитации образовательной деятельности переданы органамгосударственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер ине могут быть использованы на другие цели.

5. В случае использования средств, предусмотренных на осуществлениепереданных полномочий, не по целевому назначению федеральный органисполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору вфинансово-бюджетной сфере, осуществляет взыскание указанных средств в порядке,установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции повыработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфереобразования:

1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданныхполномочий, в том числе административные регламенты предоставлениягосударственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданныхполномочий, а также вправе устанавливать целевые прогнозные показателиосуществления переданных полномочий;

2) осуществляет согласование назначения на должность руководителей органовисполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданныеполномочия;

3) по представлению федерального органа исполнительной власти,осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, вносит вПравительство Российской Федерации предложения об изъятии полномочий РоссийскойФедерации в сфере образования, переданных для осуществления органамгосударственной власти субъектов Российской Федерации, у органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации;

4) по результатам ежегодного доклада об осуществлении органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочийподготавливает предложения о совершенствовании законодательства об образовании.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции поконтролю и надзору в сфере образования:

1) осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием,осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерациипо вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных дляисполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в нихизменений;

2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществленияорганами государственной власти субъектов Российской Федерации переданныхполномочий с правом проведения проверок соответствующих органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации, а также указанных в пункте 1 части 1настоящей статьи организаций, осуществляющих образовательную деятельность, иобладает правом выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранениивыявленных нарушений, направления предложений об отстранении от должностидолжностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,осуществляющих переданные полномочия, за неисполнение или ненадлежащееисполнение указанных полномочий;

3) осуществляет согласование структуры органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

4) издает методические рекомендации и обязательные для исполненияинструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации переданных полномочий;

5) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а такжепорядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

6) анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданныхполномочий, принимает меры по устранению выявленных нарушений;

7) представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющийфункции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в сфере образования, ежегодный доклад об осуществлении органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

8. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководительвысшего исполнительного органа государственной власти субъекта РоссийскойФедерации):

1) назначает на должность руководителей органов исполнительной властисубъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, посогласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в сфере образования;

2) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, структуруорганов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющихпереданные полномочия;

3) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий всоответствии с законодательством об образовании;

4) обеспечивает предоставление в федеральный орган исполнительной власти,осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования:

а) ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, одостижении целевых прогнозных показателей;

б) необходимого количества экземпляров нормативных правовых актов,принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, повопросам переданных полномочий;

в) информации (в том числе баз данных), необходимой для формирования иведения федеральных баз данных по вопросам контроля и надзора в сфереобразования;

5) имеет право до принятия нормативных правовых актов, указанных в пункте 1части 6 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставлениягосударственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданныхполномочий, если данные регламенты не противоречат нормативным правовым актамРоссийской Федерации (в том числе не содержат не предусмотренные такими актамидополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свободграждан, прав и законных интересов организаций) и разрабатываются с учетомтребований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительнойвласти государственных услуг и исполнения государственных функций.

9. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочийосуществляется в пределах установленной компетенции федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору вфинансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, Счетнойпалатой Российской Федерации.

10. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий поподтверждению документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется впределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РоссийскойФедерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений вбюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины,связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджетсубъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РоссийскойФедерации.

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации в сфере образования

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации в сфере образования относятся:

1) разработка и реализация региональных программ развития образования сучетом региональных социально-экономических, экологических, демографических,этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

2) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектовРоссийской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителейобразовательных организаций субъектов Российской Федерации;

3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступногои бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольныхобразовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного,начального общего, основного общего, среднего общего образования вмуниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительногообразования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредствомпредоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда,приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (заисключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), всоответствии с нормативами, определяемыми органами государственной властисубъектов Российской Федерации;

4) организация предоставления общего образования в государственныхобразовательных организациях субъектов Российской Федерации;

5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми,содержания детей в государственных образовательных организациях субъектовРоссийской Федерации;

6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частныхдошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего,основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательныхорганизациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющимгосударственную аккредитацию основным общеобразовательным программам,посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий навозмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников иучебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов насодержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами,указанными в пункте 3 настоящей части;

7) организация предоставления среднего профессионального образования,включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получениеобщедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

8) организация предоставления дополнительного образования детей вгосударственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

9) организация предоставления дополнительного профессионального образованияв государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

10) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций иобразовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками всоответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованиюпри реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущеннымик использованию при реализации указанных образовательных программ;

11) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектовРоссийской Федерации;

12) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской исоциальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основныхобщеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

13) осуществление иных установленных настоящим Федеральным закономполномочий в сфере образования.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют правона дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питанияобучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся вчастных общеобразовательных организациях по имеющим государственнуюаккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставлениегосударственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальныхобразовательных организациях.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправеобеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшегообразования в образовательных организациях высшего образования субъектовРоссийской Федерации.

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальныхрайонов и городских округов в сфере образования

1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов игородских округов по решению вопросов местного значения в сфере образованияотносятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного,начального общего, основного общего, среднего общего образования по основнымобщеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (заисключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основныхобщеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственнымиобразовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей вмуниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительногообразования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органамигосударственной власти субъекта Российской Федерации);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми,содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательныхорганизаций (за исключением создания органами местного самоуправлениямуниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшегообразования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальныхобразовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательныхорганизаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программамдошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования,закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретнымитерриториями муниципального района, городского округа;

7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочийв сфере образования.

2. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве иСанкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородскихмуниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплениюобразовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретнымитерриториями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городовфедерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

3. Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право наосуществление функций учредителей муниципальных образовательных организацийвысшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008года.

4. Органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечиватьорганизацию предоставления на конкурсной основе высшего образования вмуниципальных образовательных организациях высшего образования.

Глава 2. Система образования

Статья 10. Структура системы образования

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральныегосударственные требования, образовательные стандарты, образовательныепрограммы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогическихработников, обучающихся и родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной властисубъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление всфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управлениев сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иныеорганы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности,оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественныеобъединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональноеобразование, дополнительное образование и профессиональное обучение,обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни(непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровнямобразования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общегообразования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессиональногообразования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, какдополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональноеобразование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредствомреализации основных образовательных программ и различных дополнительныхобразовательных программ, предоставления возможности одновременного освоениянескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования,квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты ифедеральные государственные требования. Образовательные стандарты

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственныетребования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровняобразования, возможность формирования образовательных программ различных уровнясложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностейобучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единстваобязательных требований к условиям реализации основных образовательных программи результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключениемфедерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования, образовательные стандарты являются основой объективной оценкисоответствия установленным требованиям образовательной деятельности иподготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующегоуровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образованияи формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себятребования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношениюобязательной части основной образовательной программы и части, формируемойучастниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числекадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартамиустанавливаются сроки получения общего образования и профессиональногообразования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий иособенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образованияразрабатываются по уровням образования, федеральные государственныеобразовательные стандарты профессионального образования могут разрабатыватьсятакже по профессиям, специальностям и направлениям подготовки посоответствующим уровням профессионального образования.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся сограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральныегосударственные образовательные стандарты образования указанных лиц иливключаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальныетребования.

7. При формировании федеральных государственных образовательных стандартовпрофессионального образования учитываются положения соответствующихпрофессиональных стандартов.

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указаниемквалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям инаправлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаютсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфереобразования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей инаправлений подготовки федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке государственной политики инормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливатьсясоответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направленийподготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным впредыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственныхобразовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливаетсяПравительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова,Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организациивысшего образования, в отношении которых установлена категория"федеральный университет" или "национальный исследовательскийуниверситет", а также федеральные государственные образовательныеорганизации высшего образования, перечень которых утверждается указомПрезидента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждатьсамостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательныхпрограмм высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, немогут быть ниже соответствующих требований федеральных государственныхобразовательных стандартов.

Статья 12. Образовательные программы

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержаниеобразования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной исоциальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов,способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений иубеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование иразвитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществедуховно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержаниепрофессионального образования и профессионального обучения должно обеспечиватьполучение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования,по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы,по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программыдошкольного образования, образовательные программы начального общегообразования, образовательные программы основного общего образования,образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования -программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовкиспециалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата,программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовкинаучно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры,программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программыпрофессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификациирабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительныеобщеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышенияквалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаютсяорганизацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящимФедеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются иутверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, всоответствии с федеральным государственным образовательным стандартомдошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательныхпрограмм дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющимгосударственную аккредитацию образовательным программам (за исключениемобразовательных программ высшего образования, реализуемых на основеобразовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшегообразования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы всоответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и сучетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии снастоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждатьобразовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательныепрограммы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом ихуровня и направленности на основе федеральных государственных образовательныхстандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатамэкспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийсягосударственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестрепримерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ,проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательныхпрограмм, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такойреестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащихсведения, составляющие государственную тайну, и примерных основныхпрофессиональных образовательных программ в области информационнойбезопасности, а также организации, которым предоставляется право веденияреестра примерных основных образовательных программ, устанавливаютсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфереобразования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом ихуровня и направленности (в части учета региональных, национальных иэтнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров вадъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которыхзаконодательством Российской Федерации предусмотрены военная или инаяприравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах поконтролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерныхпрограмм ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти,осуществляющий функции по выработке государственной политики инормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции повыработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферездравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях,установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаютсяпримерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительныепрофессиональные программы, в соответствии с которыми организациями,осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующиедополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях,установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами,разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обученияили типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которымиорганизациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываютсясоответствующие программы профессионального обучения.

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющейобразовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевыхформ их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различныеобразовательные технологии, в том числе дистанционные образовательныетехнологии, электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющейобразовательную деятельность, может применяться форма организацииобразовательной деятельности, основанная на модульном принципе представлениясодержания образовательной программы и построения учебных планов, использованиисоответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ итрудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетнаяединица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкостиучебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебнойдеятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную исамостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательнойпрограмме по конкретным профессии, специальности или направлению подготовкиустанавливается соответствующим федеральным государственным образовательнымстандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц подополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющейобразовательную деятельность.

6. Основные профессиональные образовательные программы предусматриваютпроведение практики обучающихся.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательнойпрограммой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельностьпо образовательной программе соответствующего профиля. Практика может бытьпроведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательнуюдеятельность.

8. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональныеобразовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средствобучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическомуили психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Федеральные государственные органы, органы государственной властисубъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление всфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление всфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный графикорганизаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности посоответствующим образовательным программам различных уровня и (или)направленности или по соответствующему виду образования устанавливаетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфереобразования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статья 14. Язык образования

1. В Российской Федерации гарантируется получение образования нагосударственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения ивоспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

2. В образовательных организациях образовательная деятельностьосуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящейстатьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языкаРоссийской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитациюобразовательных программ осуществляются в соответствии с федеральнымигосударственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенныхна территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание иизучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии сзаконодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучениегосударственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющихгосударственную аккредитацию образовательных программ осуществляются всоответствии с федеральными государственными образовательными стандартами,образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языковреспублик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию иизучению государственного языка Российской Федерации.

4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного,начального общего и основного общего образования на родном языке из числаязыков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка изчисла языков народов Российской Федерации в пределах возможностей,предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательствомоб образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимогочисла соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а такжеусловий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числаязыков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии сфедеральными государственными образовательными стандартами, образовательнымистандартами.

5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии собразовательной програм

29 сентября 2015 в 09:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.